Учитель : Мы проведём урок – сказку « Об Иване – царевиче и Елене Прекрасной» . Сказки бывают с хорошим концом и не очень . От нас с вами зависит , чем закончится наша сказка . Сможете ли вы помочь Ивану – царевичу освободить Елену Прекрасную ?
В некотором царстве , в некотором государстве жил Иван – царевич . И было у него три сестры : Анна , Анастасия и Мария . Отец и мать у них давно умерли . Выдал Иван – царевич своих сестёр замуж за царей медного , серебряного и золотого царства . Целый год жил без любимых сестёр . Скучно ему стало . Решил он проведать сестёр и отправился в путь . В пути повстречал Иван – царевич Елену Прекрасную . Полюбили они друг друга и вместе отправились в гости к сёстрам Ивана – царевича . Однажды в пути они сделали привал . В это время налетел ураган : всё закружилось , завертелось , стало темно вокруг . А когда ураган стих , оказалось , что пропала Елена Прекрасная . Похитил её Кощей Бессмертный . Взял Иван – царевич верных воинов и поехал выручать из плена свою любимую . Ехали они , ехали и увидели , что дорога расходится на три дороги . Задумался Иван – царевич о том , какую дорогу выбрать , о чём говорят цифры перед каждой дорогой .
Тут ласточка села на плечо к Ивану – царевичу и говорит :
- К Елене Прекрасной ведёт только одна дорога . Найти правильный путь поможет математическая эстафета . Какой ответ получите , ту цифру и выбирайте . Однако помните , времени терять нельзя . И главное , чтобы лишнего шума не было . Иначе Кощей ещё дальше спрячет Елену Прекрасную , если узнает , что вы идёте ей на помощь .
1) 4+ 0,84 = ; 4) - 4,5 = ;
2) : 4,4 = ; 5) : 0,13 = ;
3) х 10 = ; 6) х 0,04 = ;
Получили в ответе число 2 . Значит , надо ехать прямо .
Учитель : Через некоторое время подъехали они к широкой и глубокой реке . Вброд реку не переехать , а дорогу на мост через реку закрывает огромный камень – валун . Ни обойти его , ни объехать , с места не сдвинуть . А камень тот сам повернётся , если произнести заветное слово Число это можно узнать , если решить следующий пример .
5: 0,25 + 0,6 х ( 9, 275 – 4, 275 ) : 0,1=
Произнёс Иван – царевич волшебное число 50 – камень сдвинулся . Проехали они через реку по мосту . Привела дорога к густому лесу . Долго ехали они по лесу , пока не приехали к избушке Бабы – Яги . Баба – Яга в то время враждовала с Кощеем Бессмертным и согласилась помочь Ивану – царевичу , но только в том случае , если он и его воины помогут решить две задачи .
Задача 1 Хочу свою избушку обнести высоким забором , чтобы не бояться Кощея . Общая плошадь избушки 61,6 кв.м . Ширина –5,6 м . Какой длины забор мне нужен?
Задача 2 Хорошо известно , что летаю я на своей метле . Скорость у неё 10,4 км/ч . Иногда лечу по ветру и кажется , что быстрее лечу . А как против ветра то медленнее . Вот и думаю , когда же я больше пролетаю за 1,5 ч : по ветру или против него , если скорость ветра 1,2 км /ч ?
Справились ребята с задачами Бабы – Яги , помогли Ивану – царевичу . А Баба – яга рассказала ему о силе корней уравнения : « Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко , произнеси вслух корни уравнений : мигом всё исполнится»
Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кощею . Тот подстерёг Ивана – царевича и его воинов , схватил их и бросил в глубокое подземелье . Закрыл их на два огромных замка и ключи бросил в глубокий ров с водой . Сидят они в темнице и думают о том , как выбраться . Стали смотреть по сторонам и видят , что на стенах темницы два уравнения написаны . Вспомнили совет Бабы – яги , стали быстрее решать уравнения .
Вот какие уравнения увидел Иван – царевич со своей дружиной :
1) х . 2,02 = 204 , 02 ; 2) 51 : х = 8,5
Назвал Иван – царевич волшебные числа 101 и 6 , которые были корнями уравнений – двери подземелья открылись . И вот стоят воины перед воротами Кощеева дворца , на которых написано уравнение
0,2 х + 0,8 = 10,6
Произнёс Иван – царевич волшебное число 49 , ворота и открылись . Освободили воины Елену Прекрасную . Низко в пояс поклонилась Елена Прекрасная всем воинам и Ивану – царевичу . В благодарность за спасение рассказала она им историю десятичных дробей .
Впервые ввёл десятичные дроби в 10 веке арапский математик ал – Уклидиси . В Европе с ними познакомились в конце 16 века . В 1585 году десятичные дроби использовал инженер Стевин . Например , дробь 5,34 он записал так : 5 34 – англичанин Джон Непер ввёл знак запятой для отделения целой части числа от дробной в 1617 году А ещё Елена Прекрасная дала воинам интересные задания .
1. Похитил меня Кощей бессмертный . От радости он устроил пир . Пригласил Соловья – разбойника и пятиголового Змея Горыныча . Во время пира они выпили сорока ведёрную бочку кваса . Кощей выпил восемь ведер Соловей – разбойник шесть вёдер , а остальное досталось Змею Горынычу . Сколько ведер кваса выпила каждая голова Змея Горыныча ?
2. Во время пира Змей Горыныч рассказал , как он однажды поспорил с Бабой – ягой на бочку кваса . Баба Яга утверждала , что Змей не пролетит 1000 км без дозаправки , а Горыныч утверждал , что пролетит Пролетев 4 часа со скоростью 244,5 км/ч , Змей Горыныч совершил вынужденную посадку . Интересно , кто же из них выиграл бочку кваса ? Змей Горыныч утверждает , что он выиграл у Бабы – яги . Вот и помогите мне разобраться : соврал или нет Змей Горыныч ?
3. Во время пира Кощей Бессмертный хвастался :
- Для дорогих гостей я заготовил 5 тонн мяса . Для каждой головы пятиголового Змея Горыныча приготовил по 0,7 тонн . А остальное мясо – нам с Соловьём – разбойником поровну . Сколько тонн мяса было приготовлено в отдельности для Змея , Кощея и Соловья – разбойника .
Со смехом и шутками были решены задачи . В тот же день сыграли свадьбу . И поехал Иван – царевич с Еленой Прекрасной навестить своих сестёр . Вернулись домой , стали жить в любви и согласии .
Благодаря вашим стараниям у нас получилась сказка с добрым , весёлым концом . Мы повторили и закрепили навыки работы с десятичными дробями , решая примеры , задачи , уравнения . И еще раз убедились , что
Математика – интересная наука
|